Главная страница » Как разобрать слово по звукам?

Как разобрать слово по звукам?

by admin

Как разобрать слово по звукам?

Анализ звукового состава слова включен в программу школьников начальных классов. Учитель рассказывает о способах образования звуков, обозначении их на письме и о группах, на которые они разделяются. Позже ученикам дается простейший план фонетического разбора, который затем постепенно дополняется.

Как разобрать слово по звукам? Что нужно знать? С чего начать анализ, и в какой последовательности его вести?

Чтобы грамотно анализировать слово, главное — не следует путать звуки с буквами. Звук мы можем услышать или произнести, буквы же – увидеть и написать.

Начнем звуковой разбор слова с разделения на слоги и нахождения из них ударного. Количество слогов будет таким же, сколько и гласных.

Запишем слово в транскрипции (так, как слышим), предварительно произнеся вслух. Вообще, в ходе разбора желательно несколько раз произносить его, воспринимая на слух, чтобы не ошибиться в описании звука.

1. Анализировать звуковые единицы можно по порядку, так, как они слышны в слове. Сначала нам следует вспомнить, что все фонемы принято делить на гласные и согласные. Приступая к характеристике составляющих слова, мы начнем с выяснения, к какой из этих групп относится данный звук.

Гласные всегда состоят лишь из голоса. В согласных присутствуют и голос, и шум (если это звонкие или сонорные). Лишь глухие согласные состоят исключительно из шума.

На письме фонемы изображаются при помощи квадратных скобок: [а], [б], [б’]. Апостроф указывает на мягкость.

2. Изобразив звук, запишем: гласный или согласный. Если это гласный – дополнительно напишем, что он ударный или безударный.

Например, в слове «звон» звук [о], обозначаемый буквой «о», является гласным ударным (в сильной позиции). Сравним: в слове «звонить» гласным ударным является [и], а буква «о» уже обозначает звук [а] — безударный, который находится в более слабой позиции и звучит не достаточно отчетливо.

3. Если характеризуется согласный, то мы напишем, какой он: звонкий или глухой. В этом случае нужно помнить, что существует 6 пар по звонкости – глухости: [б] — [п], [г] — [к] и др.

Но есть и непарные: всегда остаются звонкими сонорные звуки, а всегда глухими — [ц], [ч’], [х], [х’], [щ’].

Характеризуя звуковые единицы по глухости-звонкости, мы обязательно должны указывать, есть ли у них пара. Так, в слове «дым» мы отметим, что звук [д] является звонким парным, а [м] – звонким непарным.

4. Затем мы определим: в данном слове согласный является мягким или твердым. Одна и та же фонетическая единица в разных вариантах может меняться. Это зависит от ее местоположения. Согласные, стоящие перед «е», «ё», «ю», «я», становятся мягкими. Например, в слове «день» звук [д’] – cогласный, звонкий парный, мягкий.

Согласные имеют также пары по твердости-мягкости: например, [б] — [б’] и др. Однако напомню: [ж], [ш], [ц] всегда остаются твердыми, а [й’], [ч’], [щ’] всегда будут мягкими.

5. При разборе важно не забывать, что некоторые буквы имеют свойство обозначать сразу два звука.

Это касается гласных «ё», «е», «я», «ю». Они всегда будут отображать две звуковые единицы, если окажутся в начале слова, после «ъ» и «ь» или после гласного. В данных случаях первым будет [й’] (иногда обозначается [i]): к примеру, в слове «юла» буквой «ю» обозначаются сразу два звука – [й’] и [у].

Итак, имея пошаговую инструкцию, мы можем разобрать любое слово по звукам.

Приведем пример.

Ёж — ёж – 1 слог, ударный;

[й’ о ш]

Ё – [й’] – согл., звонкий непарн., мягкий непарн.;

[о] – гласн., ударный;

ж – [ш] – согл., глухой парн., твердый непарн.

3 буквы, 4 звука.

LDSveta, www.kak-sdelat.su

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ

Оставьте комментарий